Исламский проповедник обвинил татарстанское УФСБ // в фальсификации доказательств
17 мая 2005 года

Его обвиняют в том, что, являясь одним из лидеров международной экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (Исламская партия освобождения), он создал в Поволжье глубоко законспирированную террористическую сеть, куда вербовались жители Татарстана и Ульяновской области. На допросе подсудимый заявил, что его дело сфабриковали сотрудники ФСБ, которые «хотят получить звезды на свои погоны».

Алишер Усманов был арестован сотрудниками УФСБ в начале октября прошлого года по подозрению в создании в Казани центра Исламской партии освобождения. В его доме при обыске изъяли гранату, взрыватель и тротил, а также брошюры и листовки, в которых содержался призыв к созданию исламского халифата, и методические пособия по вербовке людей. В отношении Алишера Усманова было возбуждено уголовное дело по статьям 222 («Незаконное хранение взрывчатки») и 205 УК РФ («Вовлечение в совершение преступлений террористического характера»).
По мнению следствия, экстремистскую деятельность Алишер Усманов начал еще в 90-х годах у себя на родине в узбекском городе Намангане, где входил в состав религиозно-экстремистской группы "Ислом лашкарлари" и террористической организации "Исламское движение Узбекистана". В Казань он приехал под видом беженца в 1996 году, после того как по обвинению в посягательстве на конституционный строй Узбекистана был объявлен в международный розыск. В запрещенную "Хизб ут-Тахрир" Алишер Усманов вступил в 1999 году и стал создавать законспирированную сеть организации, действующей на всей территории Приволжского федерального округа. Привлекая в свою организацию молодых людей, он переправлял их на Северный Кавказ, где они участвовали в боевых действиях. В Ульяновске господин Усманов, по данным следствия, пытался вербовать людей уже не в боевики, а в смертники. Судебный процесс над ним начался 21 апреля.
На вчерашнем заседании прошел допрос Алишера Усманова. Он сообщил, что всегда стремился к знаниям в области ислама и старался дать их другим. «Моим девизом было учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал великий пророк!» — заявил подсудимый, не уточнив при этом имя пророка. По словам Алишера Усманова, он действительно состоял у себя на родине в организациях, проповедующих ислам, но не в экстремистских, о которых говорит следствие, а в «простых общественных собраниях». В их составе он выезжал в Дагестан и Чечню, но идеи ваххабизма там не проповедовал — он был сторонником традиционного ислама, не терпящего насилия. А у себя на родине никогда не был ни подозреваемым, ни обвиняемым.
Приехав в Казань, господин Усманов устроился на работу в медресе «Аль-Кавсар», а затем перешел в Казанское высшее мусульманское медресе имени тысячелетия принятия ислама, где преподавал законоведение в исламе. Подсудимый признался, что в 1999 году вступил здесь в ряды «Хизб ут-Тахрир». «Мне было интересно, что это за организация и каковы ее принципы. Да, я обучал людей ее исламским взглядам, потому что сам познаю, когда обучаю, но я своим ученикам не говорил, что это есть «Хизб ут-Тахрир». В конце марта 2000 года я вышел из нее, потому что она была политической, а это противоречило моей идеологии. Я приверженец традиционного ислама, а согласно ему, все проблемы мусульман должны решать современные ученые!» — сказал Алишер Усманов. Далее он заявил судье, что его дело сфабриковано сотрудниками ФСБ, что на допросах его постоянно избивали и даже «хотели карандашом выколоть глаза», добиваясь, чтобы он дал показания против себя, но он «долгое время на это не соглашался». Согласился, только когда следователи ФСБ пригрозили, что его жена будет изнасилована, а ребенка отдадут в детский дом. «Они тогда все очень обрадовались, а один фээсбэшник даже сказал, что, мол, ему теперь за меня звезду дадут!» — добавил подсудимый.
В УФСБ заявления Алишера Усманова назвали «полным бредом». «Это обыкновенное дело, когда человек пытается уйти от уголовной ответственности. Сейчас легче всего выдумать якобы оказанное давление со стороны следствия. У правоохранительных органов есть масса доказательств его вины, полученных в рамках закона»,— сказали сотрудники ФСБ.

Андрей СМИРНОВ, "Коммерсантъ-Казань"